Мастер классы по проблемному обучению
Мастер – класс по конструированию учебного занятия в рамках ФГОС
Тема: «Методы создания проблемной ситуации на уроке»
Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Ездочное Чернянского района Белгородской области» Харитонова Елена Анатольевна
Слайд 2
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва Амонашвили
Вы слышали о Лохнесском чудовище? Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.
-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?
Слайд 3 -А теперь посмотрите на картинки. Вы таким представляли чудовище?
- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?
Это простой пример создания проблемной ситуации. Хотя ФГОС вошли в наше образование уже 4 года назад, но проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.
Слайд 4 Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения.
Ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Учащиеся становятся способными приобретать собственный опыт творческой деятельности. Дети учатся активно пользоваться доступными для них источниками информации, знают, где найти нужный материал, так как на первое место становится развитие мышления, а не памяти.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.
Сегодня мы будем говорить о технологии постановки учебной проблемы.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.
Слайд 5 Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.
Слайд 6 Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
-
создания проблемной ситуации;
-
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
-
побуждения к формулированию учебной проблемы;
-
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Слайд 7 Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы, содержащие противоречие.
Существует несколько приёмов формулировки вопросов:
1.Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».
2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».
3. Развести различные представления учеников можно репликой:
«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
4. Осознание нерешаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».
Или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?».
-
Если проблема легко решается, спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?»
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».
Попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.
Слайд 8 (Занятие по экологии. Тема «Фрукты»)
Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое
В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?
Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.
В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)
Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)
В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)
В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос
Слайд 9 Занятие математике Тема «Масса»
Перед детьми математическая гира = 1 кг и пуховая подушка весом = 1 кг
В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
В: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
В: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей
В: А как оказалось на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия)
В: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)
Слайд 10 Подводящий к теме диалог
Второй путь к учебной проблеме заключается... А хотите сами догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.
Учитель Ученики
-
Посмотрите слова
-
«забег, поход, подкоп» --записывают слова,
-
Поставьте ударение. –ставят ударение
-
Подчеркните безударные гласные. --подчеркивают безударные
гласные
-
Найдите безударные гласные,
-
Обозначьте их. обозначают
-
Какое правило о безударных
гласных мы уже знаем?- — О безударной гласной в
корне
-
В какой части слова находятся безударные гласные? - в приставке
-
Значит, какая сегодня тема урока? — Безударные гласные в
приставках
(Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»)
Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
Слайд 11 (озвучить слайд)
Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.
Слайд 12 ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём - актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Слайд 13
Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».
Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по
20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?
Слайд 14
Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать? (безударные гласные в корне слова)
( этимология слова КОЛОБОК
производное от колоб "круглый хлебец", добавлен уменьшит.-ласкат. суф.
-ок-)
Слайд 15
Свяжите сказку с уроком окружающего мира.
-Кто встретился по дороге Колобку?
-Чем питаются эти звери?
-Кто реально опасен для Колобка?
Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Напомните мне эти методы.
Слайд 16
Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.
Какой из методов подходит для ситуации с Лохнесским чудовищем?
А сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Выполните следующую работу:
По предложенной теме составьте диалог, используя любой метод, который позволит учащимся определить тему урока.
А помогут вам в этом буклеты.
Слайд 17 Рефлексия.
Вот прошёл мастер мой мастер-класс.
Попрошу коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Слайд 18 Если проблемные ситуации нужны,
Если с ними вы дружны,
То надуйте красный шар.
Слайд 19 Шар зелёный - не дружу,
И проблемных ситуаций не хочу!
На уроке это мешает
И всё время отвлекает!
1,2,3,4,5 – начинаем надувать!
А теперь шары подняли, всему залу показали!
Что ж, итог мы подвели,
Выводы для всех просты:
Проблемные ситуации - это клад.
С ними работать каждый рад!
Слайд 20 Благодарю за сотрудничество!
Источник: https://infourok.ru/masterklass-po-teme-problemnoe-obuchenie-v-nachalnoy-shkole-1505455.html
Рекомендуем посмотреть ещё:
Мастер -класс «Технология проблемного обучения». Воспитателям. - Маам. ру Детский сад мастер класс экология





